Слушатели БИБиУ вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность во время обучения.
Основными задачами развития научно-исследовательской работы слушателей БИБиУ являются:
- совершенствование форм участия слушателей в научно-исследовательской работе: научные кружки, проблемные группы, индивидуальная работа, участие в хоздоговорных работах, в исследования в процессе научных занятий и т.п.;
- совершенствование содержания НИР с учетом ориентации тематики исследований на проблемы основных научных направлений института;
- вовлечение в научно-исследовательскую, проектную и инновационную деятельность слушателей во время обучения и после его завершения;
- эффективная реализация комплексных планов факультета и кафедр по организации НИР на весь период обучения;
- достижение единства научной работы с учебно-воспитательным процессом;
- своевременное и эффективное внедрение результатов научно-исследовательской работы в практику образовательных и иных учреждений.
Основными принципами организации НИР являются:
- профессиональная направленность;
- непрерывность научно-исследовательской работы;
- преемственность всех форм и видов НИР;
- координация работы всех подразделений института.
Научно-исследовательская работа в институте основывается на Положении о научно-исследовательской работе слушателей, вопросы, связанные с ней регулярно обсуждаются на заседаниях кафедр и Педагогического совета института.
На кафедрах Института действуют научные кружки, регулярно проводятся предметные олимпиады.
Ежегодно весной проводится внутривузовская научно-практическая конференция «День науки», где слушатели имеют возможность опробовать результаты своих опытов в научной сфере. В результате издается сборник научных работ, в котором слушатели публикуют свои научные результаты.
Помимо этого слушатели института принимают активное участие, выступают с докладами и становятся лауреатами на внешних научно-практических конференциях различного уровня.
Организация науки является неотъемлемой составляющей совершенствования и углубления профессиональной переподготовки специалистов и повышения их квалификации.